Батик является широко распространенным видом росписи различных натуральных тканей ручным способом. Один из способов изготовления таких изделий называется горячий батик. Для этого способа понадобится один из следующих веществ: расплавленный воск, парафин или петролатум (смесь парафина с несколькими другими веществами), а так же технический вазелин.

Горячий батик

Данный способ нанесения рисунка позволяет добиться четкости рисунка или же наоборот, плавного перехода между цветовыми пятнами. Это достигается путем применения резервирующих средств, которые не дают закрасить ненужные места рисунка, это позволяет выполнить более тонкие части орнамента, например, растительного или египетского направления.

Основные рецепты резервирующего состава:

  1. парафин (660г) + технический вазелин 340г);
  2. парафин (500г) + технический вазелин (250г) + пчелиный воск (250г);
  3. петролатум (210г) + парафин (790г).

Техника горячего батика может выполняться тремя основными способами: простой батик, сложный батик и батик от пятна.

Простой батик представляет собой нанесение рисунка в один слой при помощи разогретых специальных инструментов по контуру. Предварительно их обтягивают тонкими кусочками трикотажа и надежно фиксируют. Во избежание застывания раствора на инструментах их необходимо вовремя подогревать.

Сложный батик представляет собой покрытие в несколько слоев. Способ нанесения как при простом батике. Слоев можно делать не более четырех штук. Перед нанесением каждого последующего слоя необходимо проверять качество резервирующего слоя. Он не должен иметь трещин и разрывов.

image

Третий способ росписи в технике горячий батик является самым трудоемким. Он представляет собой систему нанесения как в сложном батике, но последовательными участками рисунка. Постепенно прорисовывают отдельные участки контура орнамента резервирующим составом, а затем (после застывания раствора) наносится краска. Эта техника позволяет сделать рисунок различными цветовыми пятнами. Из этого и происходит название –«от пятна». В конце весь рисунок покрывается темного оттенка краской, что бы добиться однородного фона. Такая сложная и долгая работа позволяет достичь максимальной четкости мелких деталей орнамента.

Резервирующий состав снимается при помощи растягивания ткани по диагональным направляющим. Так же можно помять ткань, это позволит большей части воска раскрошиться. Затем необходимо постелить на гладильную поверхность несколько слоев газеты, сверху слой упаковочной бумаги, далее кладется изделия и опять слой упаковочной бумаги. Горячим утюгом прогладить, оберточную упаковку менять по мере появления жирных пятен. После полного исчезновения пятен, ткань снова натягивают на раму и окончательно снимают парафин (воск), промокнув всю поверхность тампоном, смоченным в бензине.