Умельцы и ремесленники Древней Руси. Часть 1

Широко известны и творения древнерусских ювелиров. Дело в том, что неотъемлемой частью повседневной и праздничной одежды славянина были различные украшения, амулеты, кулоны, бляшки, браслеты, серьги и т.д., которые изготавливали ювелиры. Во многих древних домах найдены специальные известковые или глиняные формочки, в которые наливалось специально выплавленное олово, медь или серебро. Полученные заготовки украшались различной резьбой, орнаментами и причудливыми рисунками. Также применялись специальные ювелирные техники, например, грань, зернь, чернение или тиснение.

Умельцы и ремесленники Древней Руси

Особенно популярной среди древних ювелиров была сложная техника чернения. Она использовалась для украшения особенно важных ювелирных изделий. Для чернения применялась масса из меди, серы, чугуна, свинца или других металлов. При создании рисунков на украшениях преобладали мифологические мотивы и сказочные существа, часто изображались головы львов и грифонов.

Еще одна популярная техника обработки ювелирных украшений — зернь. Несомненно, такая техника требовала огромного терпения мастера. Ведь суть ее такова, что на изделие наносятся при помощи припоя очень мелкие (размером примерно в 1/5 часть спичечной головки) зернышки серебра. Так, при раскопке Киева были найдены колты, каждый из которых был украшен примерно 5-6 тысячами таких зерен. Традиционно зернь применялась при создании лунниц — истинно русских украшений в виде подвески — полумесяца.

В том случае, если вместо зернышек серебра изделие украшалось маленькими проволочками или полосочками из золота или серебра, такую технику называли скань. Порой, рисунки, выполненные при помощи такой техники можно назвать настоящими шедеврами искусства.

Умельцы и ремесленники Древней Руси активно использовали и технику тиснения. Изделие изготавливалось следующим образом: золотые или серебрянные листы сильно прижимали к бронзовой основе с нужным изображением, после чего рисунок переходил на лист из металла. Чаще всего, так создавалось изображение гордого льва с поднятой лапой и цветком в пасти. Особенно ценились такие украшения среди древних модниц.

Перегородчатая эмаль по праву считается одним из лучших произведений мастеров древней Руси. В качестве основной массы при создании таких работ служило стекло с различными добавками. Причем цвета могли быть любыми, но, чаще других, применялись голубые, красные или зеленые элементы. Создание таких украшений — дело сложное и кропотливое. Прежде, чем такое украшение найдет своего хозяина или хозяйку, требовались огромные усилия мастера, огромный опыт и длительная кропотливая работа. Процесс производства эмали происходил в несколько этапов. Сначала на всем украшении создавали необходимый рисунок, потом украшение покрывали листом тонкого золота а уже после этого этапа из золота делали тончайшие перегородки и припаивали к готовому рисунку. Образовавшиеся пустоты заполняли расплавленной эмалью. В результате полученное украшение имело уникальный переливающийся всеми цветами радуги рисунок. основными центрами по производству украшений из перегородчатой эмали были преимущественно крупные города: Рязань, Владимир, Киев.

Умельцы и ремесленники Древней Руси. Часть 3